Среда 12 Декабрь 2018, 06:53
Местами затруднения
Главная страница > Новости > Интервью > Александр Высокинский: грамотная стратегия обеспечивает гармоничное развитие

Александр Высокинский: грамотная стратегия обеспечивает гармоничное развитие

20 ноября 2018 08:51

– Александр Геннадьевич, еще в 90-е годы Вы участвовали в подготовке Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2015 года. Насколько реализован этот документ? Оправдала ли себя ставка на развитие торгово-розничной инфраструктуры Екатеринбурга?

– Создание и развитие торговой инфраструктуры стало одним из инструментов реализации стратегии города как многопрофильного и многофукционального регионального центра. (Промышленным центром федерального уровня Екатеринбург был еще при советской власти). Требовалось развить не только торговлю, но также связь и коммуникации, финансовую сферу и транспортную логистику. Все это в рамках Стратегического плана было успешно реализовано, что и укрепило позиции города как центра Уральского федерального округа.

Вырваться в лидеры Екатеринбурга помогла ставка городских властей на создание нового, а не на передел старого. Город прирастал целыми новыми жилыми микрорайонами и районами, в их числе – Широкая Речка, Академический, Юг Центра и другие. Объем отгруженной промышленной продукции по области сегодня – около 2 триллионов рублей за прошлый год, а в торгово-розничной сфере – превышает 1 триллион рублей. И Екатеринбург, и регион уверенно стоят на двух ногах – и промышленной, и торгово-розничной.

– За последние годы целый ряд промышленных предприятий был выведен из центра за городскую черту. Будет ли продолжен этот процесс?

– Вынос предприятий – не самоцель. Могу сказать однозначно, что мы никогда не будем выносить за городскую черту такие предприятия как НПО автоматики, НПО «Вектор», Машиностроительный завод имени Калинина и другие, которые обеспечивают горожан высококвалицированными рабочими местами.

Бездумный вынос заводов из центра может привести к тому, что через несколько лет мы получим один большой спальный район в центре и всю промышленность на окраинах. И ежедневную маятниковую миграцию из центра на окраины и обратно. При советской власти жители Орджоникидзевского района утром шли пешком на работу на близлежащие заводы. А сегодня половина из них едет на работу в другие районы, и город встает в пробках.

– Как Вы оцениваете итоги и перспективы реализации в Екатеринбурге федерального проекта «Комфортная городская среда»?

– Комфортность городской среды у нас улучшается. Есть чем гордиться и есть что обсуждать. Понятно, что у разных возрастных групп свои приоритеты и понятия о комфортной городской среде. Но есть и общие предпочтения. Всем жителям нужны микрорайоны с зелеными скверами, внутридворовым пространством с детскими и спортивными площадками.

В то же время необходимо максимально учитывать все предпочтения горожан. И мы делаем это сейчас в рамках Дня города, когда мероприятия проходят на нескольких площадках, чтобы всем было интересно. Для меломанов есть возможность послушать классическую музыку, для любителей рок-концертов есть своя площадка, другие мероприятия проходят в парке Маяковского в Октябрьском районе. И это правильно.

Приоритетны сегодня для Екатеринбурга благоустройство районных территорий, повышение эффективности городского транспорта, строительство и капремонт школ, детсадов, больниц. Необходимо усилить роль глав районов города: у каждого из них должны появиться свои проекты благоустройства, точки роста районного значения. В их числе площадь Обороны в Октябрьском районе, парк в Ленинском районе и так далее. Новые скверы и парки в центре города, благоустройство набережной реки Исети – это также наши важнейшие задачи.

Нам нужны микрорайоны с зелеными аллеями, где не будет шума городского транспорта, чтобы человеку взрослого возраста можно было спокойно, не торопясь, выйти погулять.

– Какими Вы видите критерии эффективности работы глав районных и муниципальных образований?

– Огромное количество консультантов в стране осваивают немалые бюджетные средства, придумывают все новые подходы и технологии оценки эффективности руководителей городов, пишут кандидатские и докторские. Пользы – чуть. В Советском Союзе все эффективно действовало на базе одного принципа: показатели социально-экономического развития территории растут, власть – молодец! Не растут – не молодец. Все просто!

В прошлом год на уровне Свердловской области была подготовлена губернаторская программа «Пятилетка развития». В нее вошли 25 основных показателей: рождаемость, смертность, продолжительность жизни, рост объемов промышленного производства, средняя зарплата, товарооборот и так далее. И мы сейчас этим делом займемся в Екатеринбурге. У меня как у мэра будет пять основных показателей эффективности, также – и у моих замов, а также у руководителей профильных управлений, и далее – по нисходящей, с регулярной отчетностью и мониторингом.

– Как Вы оцениваете перспективы реализации проекта конурбации Екатеринбурга и Челябинска? Насколько он повысит инвестиционную привлекательность городов?

– Экономические законы действуют так же неотвратимо, как и физические. Связи между Екатеринбургом, Челябинском и другими мегаполисами Урала развиваются естественным образом. Также как и между Екатеринбургом и его городами-спутниками. Экономически выгодно – значит, эти связи будут углубляться.

Партнерство и сотрудничество городов и регионов гораздо выгоднее, чем конкуренция между ними. Чем быстрее мы это поймем, тем лучше. Курс на конкуренцию регионов, взятый в 90-е годы благодаря «мудрым» рекомендациям западных консультантов, вел страну к развалу. У нас даже оборонные заводы разных регионов тогда начали конкурировать между собой. Ничего хорошего из этого не получилось.

Более выгодно наладить кооперацию заводов внутри большой госкорпорации. Также как областных центров Урала – в рамках одной мегаагломерации. В 30-е годы наши предшественники создали уникальный Уральский промышленный узел (Екатеринбург, Челябинск, Пермь), где три крупных города-миллионника расположены друг от друга в радиусе 300-350 километров. (Обычно расстояние между центрами агломераций гораздо больше). Поэтому идея полицентричной агломерации Екатеринбурга и Челябинска, строительства между ними высокоскоростной магистрали (ВСМ) так популярна, и в последнее время она все ближе к реализации.

Развитие мегаагломерации Екатеринбурга, Челябинска, Перми, а также Тюмени поможет более равномерно распределить нагрузку на инфраструктуру всех городов-участников. Дорожная сеть Екатеринбурга уже сегодня не справляется с избытком автомобилей. Проблемы как в Москве, город периодически встает в пробках. Наш город проектировали на миллион жителей, а по факту (с учетом пригородов) в нем уже живет вдвое больше. Тот же Челябинск проектировали иначе, дорожные магистрали в нем удобнее и шире, пробок меньше. Но проблемы растут и у Челябинска.

Если из одного мегаполиса в другой можно будет добраться за час с небольшим – это даст мощный импульс для развития общей инфраструктуры. В том числе – для обмена трудовыми ресурсами, идеями, финансами, резко повысит инвестиционную привлекательность обоих городов. Зачем, например, строить еще один аэропорт мирового класса в Челябинске? Возможностей порта Кольцово уже достаточно для обслуживания пассажиров и Екатеринбурга, и Челябинска (при условии запуска ВСМ). Синергетический и агломерационный эффект от строительства ВСМ между городами Урала исчисляется даже не миллиардами, а триллионами рублей!

В жизни всегда должно быть место подвигу! Почему сегодня амбициозная молодежь уральских городов уезжает в Москву или дальше на Запад? Потому, что зачастую не видит здесь возможностей для своей самореализации, для подвига.

Мне интересны молодые люди возраста 21-22 лет, полные планов и идей. И не интересны 30-летние диванные резонеры. Наши предшественники в этом возрасте строили Уралмаш, возводили заводы и города в глухой тайге. Им есть чем гордиться! Что-то подобное для приложения своих сил мы должны предложить нашей молодежи, чтобы она не искали лучшей доли в других краях.

Если в Екатеринбурге пройдет всемирная выставка EXPO-2025, начнется строительство ВСМ, мега-агломераций, логистических комплексов – то каждый молодой человек сможет найти место для своего подвига. В этом случае город станет более комфортным для всех жителей, местом приложения сил талантливой и амбициозной молодежи, которая и станет мотором развития Екатеринбурга!

Беседу вел Максим Мокеев, подготовил текст Валерий Борисов (www.gosrf.ru), фото Алексея Редина




Ключевые слова: александр высокинский, стратегический план развития екатеринбурга, экспо-2025

Комментариев пока нет Написать?
 

Материалы по теме

Эксперты поделились размышлениями о пользе и выгодах от «ЭКСПО-2025» на Урале 23 ноября 2018 09:33
Презентация матрешек – послов заявки России на «ЭКСПО-2025» состоялась в Париже 22 ноября 2018 09:44
Юлия Лаврикова высоко оценила потенциал ВСМ «Екатеринбург – Челябинск» 21 ноября 2018 14:29
Магистраль Екатеринбург — Челябинск даст прирост ВВП на 2,2 триллиона рублей 25 августа 2018 18:01
Дмитрий Медведев подписал документ о строительстве ВСМ Екатеринбург — Челябинск 14 мая 2018 17:15

Главные новости