Среда 26 Июль 2017, 09:35
Местами затруднения
Главная страница > Новости > Интервью > «Дети остаются за бортом»: «школьная» инициатива ЕГД развивается

«Дети остаются за бортом»: «школьная» инициатива ЕГД развивается

17 июля 2017 17:36

Депутат Екатеринбургской городской Думы Дмитрий Сергин в эфире радиостанции «Город FM 107,6» рассказал о законотворческой инициативе в поддержку социально незащищенных детей.

Ведущий: Здравствуйте! В эфире «Город 107,6 FM». Сегодня у нас в гостях депутат Екатеринбургской городской Думы Дмитрий Сергин. Дмитрий Рифович, здравствуйте!

Сергин Д.Р.: Здравствуйте!

Ведущий: Вы являетесь автором законопроекта, который сейчас активно обсуждается в Законодательном Собрании Свердловской области. Он устанавливает определенные правила зачисления в школу незащищенных групп детей, чтобы им проще было зачисляться в школы по месту жительства. Тема выстрелила при весеннем зачислении, когда родители жаловались, что люди по временной прописке заняли практически все места.

Сергин Д.Р.: Да, я поясню. У нас заявки на поступление в 1-й класс начинают приниматься в 00:00 1 февраля. В городе есть ряд престижных школ, и были недобросовестные родители, которые, по сути, покупали прописку для своих детей. При плотной застройке в центре городе мест для строительства новых школ нет. И даже если это не престижная, а рядовая школа, наличие большого количества жилья вокруг нее вызывает повышенный спрос. В этом году наблюдался такой негативный момент, что количество поступающих по временной прописке было около 70 % от общего числа.

Ведущий: Эльмаш отличился в этом году.

Сергин Д.Р.: Не только Эльмаш, но и центр, и другие микрорайоны города, таких школ больше десятка, и не только элитные. Кругом много жилья, родители почему-то решают, что ребенок должен учиться именно в этой школе, и начинаются какие-то движения со временными прописками. Сейчас силовые, контролирующие органы проводят проверку, и иногда доходит до возбуждения дела.

Ведущий: Прокуратура занимается проверками?

Сергин Д.Р.: Все еще в процессе. Выявляются случаи, когда в одной квартире прописаны неродственные, даже незнакомые дети. Это случаи явной покупки прописки. Наверно, неплохо, когда школа пользуется популярностью, но зачастую за бортом остаются дети, которые проживают в непосредственной близости от этой школы. Вопрос с временными прописками может быть решен только на федеральном уровне. Насколько я знаю, федеральные законодатели от Свердловской области пытаются эту тему на уровне Федерального Собрания обсуждать, вносить соответствующие поправки и изменения. Прохождение этих процедур достаточно длительное, и не очень понятно, когда это произойдет.

Ведущий: К этому 1 сентября мы не успеем?

Сергин Д.Р.: И к следующему тоже не успеем! Если идти по пути внесения изменений в федеральное законодательство, то и в следующем году не успеть, надо это реально представлять и отдавать себе отчет. Проблема существует сегодня, часто за бортом остаются дети с ограниченными возможностями: дети-инвалиды, дети, у которых один из родителей инвалид. Был случай, когда слепые родители физически не могли за компьютером в 00:00 часов 1 февраля заполнить форму, чтобы вовремя записаться в школу, ребенок тоже не может сам себя записать. Это реальный случай, когда дети остаются за бортом, и они вынуждены ездить в другую школу за 5-10 остановок на транспорте. А бывает, когда дети на инвалидных колясках или с иными ограничениями. Дети-сироты, дети без попечения родителей попадают в эту же категорию. Достаточно много категорий социально незащищенных детей, хотелось бы, чтобы они учились по месту жительства. Сегодня этот вопрос моно решить на уровне субъекта Федерации, нашего Законодательного Собрания Свердловской области.

Ведущий: Пока нет федерального закона, у нашего Законодательного Собрания есть некие полномочия, чтобы внести поправки в местный закон?

Сергин Д.Р.: Да, это моя позиция, это позиция Екатеринбургской городской Думы. Субъектом законодательной инициативы может выступать гордума. Я разработанный законопроект внес на заседание городской Думы. Депутаты, понимая проблему, практически единогласно одобрили проект закона. Следующий этап - внесение изменений в закон на уровне Свердловской области. Начались проблемы, никто не скрывает, что есть отрицательные заключения ряда юристов, отрицательное заключение прокуратуры. В Законодательном Собрании состоялось сначала заседание рабочей группы, потом - заседание комитета по социальной политике. И там, и там я представлял этот проект закона. На мой взгляд, доводы прокуратуры удалось разделать под орех. Довод прокуратуры, что закон на уровне субъекта Федерации не может быть принят, мы полностью заблокировали, отмели. Если подходить с позиции прокуратуры, но льгот сегодня не может быть никаких ни у кого. В Федеральном законе об образовании написано, что любые льготы могут быть предоставлены только Законом об образовании, но существует ряд ведомственных законов о прокуратуре, о судах, о полиции и иных силовых ведомствах, где предусмотрена льгота для детей сотрудников этих ведомств. Есть такая игра слов, «преимущество при поступлении», и кроме федерального закона, таких преимуществ не может обеспечить никто. Но преимущество при поступлении в законе отмечено один раз при конкурсном поступлении, это не касается поступления в школу или детский сад.

Ведущий: Это про высшие учебные заведения?

Сергин Д.Р.: Да, когда идет отбор. Школ это не касается. Мы же говорим, что это является мерой социальной поддержки. А меры социальной поддержки могут быть приняты на уровне Свердловской области или любой другой области.

Ведущий: Получается, что прокуратура настаивает на равноправии, но, с другой стороны, должно быть равенство возможностей. Если нет равенства возможностей, то о каком равноправии можно говорить?

Сергин Д.Р.: Тут можно углубиться и дальше и довести ситуацию до абсурда. Когда мы говорим, что преимущества имеют те, кто прописан, то другие получаются ущемленными. Вдруг в одну школу решат пойти все дети Екатеринбурга?

Ведущий: В законе есть привязка к месту проживания.

Сергин Д.Р.: Привязка есть, и это тоже определенное преимущество. Следующий пункт, который мы обосновывали - аналогичные законы приняты на уровне субъекта Федерации уже в двадцати регионах: Самарская, Новосибирская, Курская, Ярославская, Нижегородская и другие области, Бурятия, Тыва, Ставропольский край. Наверно, законодатели набрались смелости, решили, что не годится ребенку-инвалиду ходить не в ту школу, которая во дворе, а ездить за десять остановок на общественном транспорте. Заседание комитета прошло, на мой взгляд, нам удалось убедить членов. Я очень благодарен членам комитета по социальной политике в Законодательном Собрании, которые представляют Екатеринбург, - это Евгений Геннадьевич Зяблицев, Анатолий Владимирович Никифоров, Анатолий Павлович Марчевский. Они знают проблемы Екатеринбурга.

Ведущий: Они от города избирались?

Сергин Д.Р.: Да, и они активно поддержали эту идею. Но потом начались непонятные телодвижения. Комитет пытались собрать на внеочередное заседание, чтобы отменить ранее принятое решение. Комитет же одобрил принятие в первом чтении. Законодатели прислушиваются к мнению профильных комитетов. Одна попытка проведения внеочередного заседания сорвалась. Есть выражение «два юриста - три мнения». Если есть разные видения такого закона, давайте мы войдем в положение этих социально незащищенных людей, а потом уже в судах стороны будут доказывать свою правоту. Почему Законодательное Собрание боится каких-то судебных тяжб, ничего в этом страшного нет!

Ведущий: Это обычная практика.

Сергин Д.Р.: И предписания, и постановления прокуратуры, например, в Екатеринбургскую городскую Думу поступают достаточно часто. Городская Дума не боится в судах доказывать свою позицию, и в 99 % случаев выигрывает эти суды, отстаивая интересы жителей. Закон должен отражать реалии сегодняшнего дня, должен быть на стороне жителей. Мы об этом говорили на заседании комитета. Мою позицию поддержали и Департамент образования Администрации Екатеринбурга, и независимые юристы. Нужно идти навстречу социально незащищенным слоям населения, а если кто-то решит оспорить - давайте разговаривать об этом в суде. Ничего страшного в этом нет.

Ведущий: Ведь это касается только социально незащищенных групп, казалось бы, куда проходимее?

Сергин Д.Р.: Видимо, с точки зрения ряда законодателей, партии власти в Законодательном Собрании Свердловской области - неправильный субъект внесения законодательной инициативы. Если бы это внесла фракция, наверно, такой законопроект был бы принят «на ура». А тут какой-то оппозиционный депутат, городская Дума… Складывается ощущение, что камнем преткновения является именно это.

Ведущий: Политизация?

Сергин Д.Р.: Да, сейчас происходит политизация, хотя были случаи, когда здравый смысл побеждал. Вспомним, что в 2013 году тоже Законодательное Собрание отменило административное наказание за нарушение Правил благоустройства, ссылаясь на то, что это прерогатива не субъекта, а Федерации. Однако через несколько месяцев Законодательное Собрание вернуло обратно эти нормы, несмотря на то, что федеральное законодательство не изменилось. И в течение четырех лет эти нормы действовали, позволяли главам администраций городов иметь серьезный рычаг, чтобы наказывать нарушителей, которые загрязняют наши города и деревни. Почему не пойти по этому пути, мне не понятно.

Ведущий: Пока еще ситуация не прояснилась?

Сергин Д.Р.: Поживем-увидим. Во вторник должны рассматривать этот вопрос в Законодательном Собрании. Я готов к докладу, готов к острым вопросам. Главное, чувствовать правоту и за своей спиной чувствовать сердца людей, которых мы сегодня защищаем, а это - самые обездоленные слои населения.

Ведущий: А если комитет отзовет внесение этого вопроса?

Сергин Д.Р.: Мы продолжим разъяснительную работу. Даже не рассматривая на Заксобрании, были осторожные высказывания о создании рабочей группы, хотя это затягивание вопроса. Тем не менее, я готов участвовать в работе такой группы, чтобы обосновывать и продвигать мою позицию. Я думаю, что это будет услышано и на уровне Свердловской области, и на уровне Федерации. Я передал свой законопроект депутату Государственной Думы от Свердловской области Павлу Владимировичу Крашенинникову, возможно, это будет толчком для изменения федерального закона.

Ведущий: В любом случае, в этом году уже изменений не будет.

Сергин Д.Р.: Да, приемная кампания этого года по сути уже завершилась, остались, наверно, менее востребованные школы, где есть свободные места. Надо отдать должное, что детские сады и школы в этом году могут принять всех детишек, общее количество мест достаточно.

Ведущий: Еще одна тема - приведение фасадов в надлежащий вид. Что Вы об этом думаете?

Сергин Д.Р.: Те документы, которые сегодня в городе имеются, не говорят о приведении фасадов в первозданный вид, о расстеклении балконов, о снятии козырьков и кондиционеров. Существующие документы говорят о необходимости утверждения паспорта фасада. Этого требуют Правила благоустройства в Екатеринбурге, издано постановление главы Администрации. Дальше идет процесс обсуждения, какой фасад утверждать, как приводить его в соответствие. Конечно, привязка к 2018 году выглядит как желание радушных хозяев навести порядок к приходу гостей. Учитывая, что большинство домов находится в собственности жителей, только 5-10 % - муниципальная собственность, решение принимать собственникам. Согласно Жилищному кодексу бремя содержания общего имущества лежит на собственниках. Существует Жилищный кодекс, есть Правила благоустройства города, проекты домов, которые строились без козырьков, застекления балконов и кондиционеров на стенах фасадов. Здесь несколько моментов. С одной стороны, все эти конструкции, мягко говоря, не украшают ни фасад, ни город. Второй, более важный момент, это не всегда безопасно. Вспомним, как зимой с козырьков верхних этажей пятиэтажек сходили глыбы, которые травмировали горожан. Любая конструкция на наших домах должна проектироваться, быть утверждена, должны рассчитываться нормы. Если собственники дома решат, что в их доме должны быть застеклены балконы, вывешены кондиционеры, они вправе утвердить фасад общим собранием. С точки зрения здравого смысла, справедливости, власть, управляющие компании многие годы смотрели на это сквозь пальцы.

Ведущий: Это никогда не было законным.

Сергин Д.Р.: Да, если взять все эти установленные кондиционеры, балконы - это в 99 % случаев самовольные незаконные конструкции. Как выходить из этой ситуации? Здесь я на стороне жителей, они могли не знать, управляющие компании с них ничего не требовали. Человек создавал уют, комфорт в своем доме. Нельзя заставлять людей все эти балконы сносить. У нас есть хороший правильный опыт. Была программа в 2009 году ремонта фасадов к ШОС, не один год действовала программа модернизации лифтового хозяйства. Эти две программы работали так, что бюджеты разных уровней были задействованы. Доля собственников было от 5 до 15 %, это определялось решением собрания жителей, платежи осуществлялись с текущих счетов управляющих компаний и товариществ собственников жилья.

Ведущий: Есть взносы за капитальный ремонт, за счет этого можно исправить фасад.

Сергин Д.Р.: Да, это тот путь, который нужно претворять в жизнь. Безусловно, наводить красоту на наших фасадах нужно, но ущемлять жителей ни в коем случае нельзя. Для каждого жителя балкон - часть мира: у кого-то там зимний сад, кто-то хранит картошку или лыжи, играет с женой в домино. Давайте поможем сохранить этот мир, но при этом сделаем так, чтобы фасады радовали глаз не только приезжих, но и наших горожан.

Ведущий: Нужен диалог.

Сергин Д.Р.: Конечно, диалог нужен всегда.

Ведущий: Спасибо, что пришли. В нашей студии был депутат Екатеринбургской городской Думы Дмитрий Сергин. До новых встреч!

Сергин Д.Р.: Спасибо, до свидания!

Текст подготовил Анатолий Карманов



Ключевые слова: дмитрий сергин, запись в первый класс, школы

Комментариев пока нет Написать?
 

Материалы по теме

Дети из социально незащищенных семей получат приоритет при записи в школы 11 июля 2017 15:31
Прием в 1-й класс и машины на газоне: Павел Крашенинников ответил на вопросы 28 июня 2017 10:23
«Запись в школу становится препятствием»: депутаты призвали защитить детей 8 июня 2017 16:58

Главные новости

Система Orphus